КЛИНИЧЕСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА
Принимая во внимание высокую медицинскую и социальную значимость проблемы лечения пациентов с ишемической болезнью сердца и острым инфарктом миокарда, поиск новых эффективных методов предотвращения или ослабления ишемического и реперфузионного повреждения миокарда и выяснение механизмов их реализации является актуальной задачей современной экспериментальной и клинической медицины. Целью исследования являлось проведение сравнительного анализа и выяснение особенностей кардиопротекторной эффективности посткондиционирования (ПостК) с помощью лактата при ишемии-реперфузии миокарда у молодых и старых крыс и крыс с транзиторной гиперхолестеринемией (ГХЕ). Установлено, что дистантное ишемическое посткондиционирование (ДИПостК) при ишемии-реперфузии миокарда оказывает инфаркт-лимитирующий эффект и сопровождается повышением уровня лактата в крови, а введение в кровоток животным лактата в дозе 10 мг/кг через 25 мин после начала реперфузии приводит к уменьшению размеров зоны некроза в миокарде левого желудочка у молодых и старых крыс. Однако ПостК с помощью лактата не было эффективным в плане ограничения размеров зоны некроза в миокарде левого желудочка у молодых и старых крыс с транзиторной ГХЕ. Есть основания полагать, что гиперлактатемия имеет значимость в реализации кардиопротекторного эффекта ДИПостК. Наличие такого фактора риска сердечно-сосудистых заболеваний, как ГХЕ, может служить критерием для исключения применения ПостК с помощью лактата в качестве способа уменьшения ишемических и реперфузионных повреждений миокарда у пациентов с острым инфарктом миокарда.
В случае биохимического рецидива (БхР) рака предстательной железы (РПЖ) важным является разграничение местного рецидива в ложе и системного прогрессирования заболевания. Традиционные методы визуализации имеют ограниченные возможности, особенно у пациентов с невысоким уровнем простатического специфического антигена (ПСА). В последние годы возросла роль позитронной эмиссионной томографии, совмещенной с компьютерной томографией (ПЭТ/КТ), с PSMA-меченными лигандами, однако в настоящее время не существует единого мнения об эффективности этого метода в выявлении местного рецидива заболевания. Цель исследования – изучить диагностические возможности ПЭТ/КТ с 18F-PSMA-1007 в выявлении местного рецидива РПЖ. В исследование были включены 57 пациентов, которым по поводу БхР после радикальной простатэктомии выполнена ПЭТ/КТ с 18F-PSMA-1007, и, согласно полученным результатам, отсутствовали отдаленные и/или регионарные метастазы. У 53 (93,0 %) пациентов клинически верифицирован местный рецидив. Диагностическая чувствительность (ДЧ) ПЭТ/КТ в выявлении местного рецидива составила 58,5 %, диагностическая специфичность – 75,0, положительное предсказательное значение – 96,9, негативное предсказательное значение – 12,0 %. По данным мультивариантного анализа, только уровень ПСА оказался статистически значимо ассоциирован с истинно положительными находками при ПЭТ/КТ (р = 0,02). По данным многофакторного анализа, уровень ПСА является независимым фактором, влияющим на ДЧ ПЭТ/КТ с 18F-PSMA-1007 в выявлении местного рецидива (p < 0,05). В группе пациентов с низким уровнем ПСА ДЧ составила всего 20,0 %. В связи с этим негативный результат ПЭТ/КТ при ПСА < 0,5 нг/мл не является основанием для отсрочки начала «спасительной» лучевой терапии.
Проведен ретроспективный анализ результатов хирургического лечения пациентов с осложненной формой дивертикулярной болезни в сочетании с раком толстой кишки. Ретроспективно проанализированы истории болезни 206 пациентов, которым проведено хирургическое лечение по поводу осложненной дивертикулярной болезни ободочной кишки за период с 1998 по 2018 г. Среди них 26 пациентов имели злокачественные новообразования ободочной кишки. Диагноз был установлен с помощью инструментальных методов диагностики (ирригоскопии, колоноскопии) и подтвержден интраоперационными находками и гистологическими исследованиями. При выполнении всех операций, независимо от расположения новообразований и осложненных форм дивертикулярной болезни, были соблюдены онкологические принципы и учтена распространенность воспалительного дивертикулярного процесса.
Цель исследования ‒ провести сравнительную оценку состояния здоровья крупновесных новорожденных детей. Обследовано 348 доношенных новорожденных, родившихся в Республиканском научно-практическом центре «Мать и дитя». Основную группу 1 (Гр1) составили 58 крупновесных для гестационного возраста (КГВ) детей, рожденных матерями с сахарным диабетом I типа, основную группу 2 (Гр2) – 66 КГВ новорожденных от матерей без нарушений углеводного и липидного обмена, основную группу 3 (Гр3) – 65 КГВ детей от матерей с прегравидарными избыточной массой или ожирением, группу контроля (Гр4) – 159 детей с соответствующими сроку гестации антропометрическими показателями, рожденных от матерей без нарушений углеводного и липидного обмена. Установлено негативное влияние метаболических нарушений у женщин на уровень здоровья, функциональное состояние и нервно-психическое развитие новорожденных. У макросомов от матерей с диабетом значимо чаще (р < 0,001) диагностировали гипогликемию, врожденную пневмонию, гипербилирубинемию, неонатальную энцефалопатию. Для крупновесных к сроку гестации детей от матерей с ожирением были характерны полицитемия, гипербилирубинемия, неонатальная энцефалопатия. У КГВ детей Гр2 часто отмечались полицитемия, гипербилирубинемия, токсическая эритема. Не выявлено случаев травм плечевого сплетения и переломов конечностей. Установлено замедление темпов нервно-психического развития большевесных детей всех групп, более выраженное у младенцев от матерей с сахарным диабетом и ожирением. Среди крупновесных младенцев Гр1 высока доля получавших лечение в отделении интенсивной терапии, что приводило к разделению матери и ребенка и более низкой частоте грудного вскармливания в неонатальном периоде. У крупновесных новорожденных от матерей с сахарным диабетом I типа и от женщин с ожирением отмечались более высокая вероятность неблагоприятных неонатальных исходов и снижение уровня здоровья в периоде новорожденности.
Цель работы ‒ изучение по данным телерентгенографии (ТРГ) в боковой проекции морфологического состояния зубочелюстной системы у пациентов с дистальной окклюзией зубных рядов и его анализ. Определенные с помощью ТРГ антропометрические параметры головы были разделены по принципу измерений (линейные, угловые) и их морфологической принадлежности (черепные, гнатические, зубоальвеолярные). Анализ угловых и линейных показателей телерентгенограмм головы в боковой проекции пациентов при дистальной окклюзии зубных рядов позволил определить взаимовлияние черепных, гнатических и зубоальвеолярных параметров. Положение апикального базиса верхней челюсти в сагиттальной плоскости и положение подбородочного выступа относительно переднего отдела основания черепа в среднем соответствуют возрастной норме. Угол, характеризующий взаимоотношение плоскости основания верхней и нижней челюстей, уменьшен. Угловые параметры, характеризующие соотношение передних точек апикальных базисов верхней и нижней челюстей, положение плоскости основания нижней челюсти относительно переднего отдела основания черепа, суммарный угол Bjork уменьшены. Положение плоскости основания верхней челюсти относительно переднего отдела основания черепа в среднем соответствует возрастной норме. Протрузия резцов как верхней, так и нижней челюсти обусловлена определенными изменениями углов их наклона. Изменения гнатических параметров телерентгенограмм головы в боковой проекции имели отклонения от нормы как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
Новый научно обоснованный метод определения диастолической дисфункции (ДД) правого желудочка (ПЖ) при сердечной недостаточности строится на концепции комплексной оценки ведущих патофункциональных и гемодинамических механизмов развития и прогрессирования ДД ПЖ, глобального ремоделирования сердца. На независимой экзаменационной выборке пациентов с хронической сердечной недостаточностью показано, что данный метод обладает хорошей воспроизводимостью и высокой точностью, составляющей 99,2 %.
Ювенильный идиопатический артрит (ЮИА) – системное хроническое заболевание. Одними из внесуставных проявлений ЮИА являются гематологические изменения в виде развития анемического синдрома. Цель исследования ‒ изучение изменений показателей эритроцитарного ряда крови и состояния обмена железа у детей с ЮИА в зависимости от формы и длительности заболевания. Проведен ретроспективный анализ медицинских карт стационарных пациентов детского возраста. Изучены показатели эритроцитарного ряда, включая определение количества эритроцитов, уровня гемоглобина, соотношения количества эритроцитов к объему крови, среднего объема эритроцита, среднего содержания гемоглобина в эритроците, средней концентрации гемоглобина в эритроците, а также распределение эритроцитов по длине в виде разницы между наибольшим и наименьшим размером эритроцитов и отклонение объема эритроцитов от средней величины. Состояние обмена железа оценивали по таким показателям, как содержание сывороточного железа, ферритина, трансферрина, латентная железосвязывающая способность сыворотки крови, общая железосвязывающая способность сыворотки, коэффициент насыщения трансферрина железом. У 18,7 % детей с ЮИА отмечено снижение гемоглобина до менее 120 г/л. Выявлено достоверное (р < 0,001) снижение среднего содержания гемоглобина в эритроците у 37,9 % пациентов. В результате исследования было установлено, что снижение содержания железа в сыворотке крови обусловлено не только истинным железодефицитным состоянием (ЖДС), но и перераспределением запасов железа на фоне хронического аутоиммунного воспаления. При системной форме заболевания изменения латентного ЖДС более выражены. При длительном течении заболевания происходит нормализация эритроцитарных показателей. Длительность заболевания не оказывает влияния на феррокинетику и на изменение эритроцитарных показателей, что обусловлено развитием компенсации ЖДС на фоне проводимого лечения.
Диагностика остеопатии у пациентов с вторичным гиперпаратиреозом (ВГПТ) и хронической болезнью почек (ХБП) как одного из наиболее значимых последствий данной патологии является актуальной проблемой современной медицины. Проанализированы показатели минеральной плотности кости (МПК) по данным двойной рентгеновской абсорбциометрии, включая использование нейросетевого алгоритма, у 452 пациентов с различными стадиями ХБП и у 50 лиц группы сравнения (контроль). Установлена высокая распространенность остеопороза у пациентов с ХБП (от 13,8 до 28,2 % в разных регионах скелета), нарастающая до максимальных значений у пациентов со стадиями ХБП 4, 5 и у трансплантированных пациентов. Показано, что уровень паратгормона является важным, но не единственным фактором риска снижения МПК у пациентов с ХБП. Обосновано выполнение остеоденситометрии всем пациентам с ВГПТ на фоне ХБП, а также всем пациентам с терминальной стадией ХБП, в том числе перенесшим трансплантацию почки, вне зависимости от уровня ВГПТ. Оценку показателей остеоденситометрии необходимо выполнять во всех регионах скелета, максимальную значимость имеют T-критерии поясничного отдела позвоночника и проксимальных отделов бедренных костей.
З дапамогай макраскапічнага, гісталагічнага, электронна-мікраскапічнага, мікрабіялагічнага ды імуналагічнага метадаў вывучана загойванне паўнаслойных скурных ран у лабараторных пацукоў пад уплывам кверцэтына (КВ) і яго комплекса з 2-гідроксіпрапіл-β-цыкладэкстрынам. Пад уздзеяннем КВ рана цалкам пакрывалася эпідэрмісам амаль на суткі раней, чым у кантролі, а пад уздзеяннем комплекса з 2-гідроксіпрапіл-β-цыкладэкстрынам ‒ на 2,2 сут раней (p < 0,02). Гэта адбывалася пераважна за кошт паскарэння краявой эпідэрмізацыі. Пры гэтым пазітыўнага ўплыву ўзгаданых вышэй рэчываў на кантракцыю раны не выяўлена. КВ і асабліва яго комплекс з цыкладэкстрынам аказалі стымулюючы ўплыў на фагацытарную і метабалічную актыўнасць нейтрафілаў як на паверхні раны, так і ў крыві жывёл. Бактэрыяльная мікрафлора, якая прысутнічала на ранавай паверхні падчас загойвання, супадала з мікрафлорай інтактнай скуры. Ні КВ, ні кверцэтын-2-гідроксіпрапіл-β-цыкладэкстрын істотна не паўплывалі на яе склад.
Лабораторное исследование крови является одним из наиболее перспективных методов определения биомаркеров суицидального риска благодаря своей доступности, а также по той причине, что некоторые нейромедиаторы и нейропептиды (например, норадреналин и серотонин) могут проникать через гематоэнцефалический барьер, достигая периферического кровообращения. Цель исследования ‒ выявить зависимость между содержанием норадреналина и серотонина в периферической крови и выраженностью суицидальной активности. В ходе исследования было сформировано три группы: лица, использовавшие высоколетальные способы самоповреждения (ГЛИВС); лица, совершившие суицидальную попытку другими различными способами (ГЛССРС); лица, пережившие психосоциальный стресс и ранее суицидальных попыток не совершавшие (ГС – группа сравнения). Содержание серотонина и норадреналина в плазме крови определяли методом иммуноферментного анализа на спектрофотометре Stat Fax 2100 согласно инструкции производителя к диагностическим наборам. Выраженность депрессии оценивали с использованием шкалы Монтгомери‒Асбрега, уровень мотивации к совершению суицида – с использованием аналоговой шкалы. Наибольший уровень серотонина и норадреналина в периферической крови отмечался в ГЛССРС, у половины обследованных (50 %) в данной группе депрессия не определялась, выраженность мотивации была статистически значимо ниже, чем в ГЛИВС, но выше, чем в ГС, где показатель содержания норадреналина в периферической крови был значимо выше, чем в ГЛИВС. Наименьший уровень норадреналина отмечался в ГЛИВС, где уровень серотонина находился на границе физиологической нормы (среднее значение – 60,4 нг/мл, физиологическая норма – 50‒220 нг/мл). В ГС уровень серотонина был ниже физиологической нормы (36 нг/мл), а выраженность депрессии соответствовала показателям ГЛИВС, однако в ГЛИВС преобладали лица с выраженным депрессивным расстройством (ГЛИВС ‒ 23,1 %, ГС ‒ 12,3 %). Таким образом, низкие показатели содержания серотонина и норадреналина в периферической крови могут свидетельствовать о риске совершения суицида при наличии мотивации к его совершению.
Цереброваскулярные заболевания являются одной из основных причин инвалидизации выживших пациентов c опухолями мозга. Однако изучению сосудистых поражений при опухолях мозга посвящено лишь незначительное число исследований. Цель нашего исследования ‒ охарактеризовать сопутствующие сосудистые поражения при наиболее распространенных диффузных глиальных опухолях у детей и оценить возможность их появления в опухолях различных молекулярных подгрупп. Проведено ретроспективное гистологическое исследование биоптатов 77 пациентов с диффузными глиомами, пролеченных в Центре детской онкологии, гематологии и иммунологии. На основании экспрессии суррогатных иммуногистохимических маркеров и цитогенетических аберраций выявлено 8 молекулярных подгрупп (H3K27mut, ALT, IDH1mut, BRAFmut-PXA, BRAFmut/FGFR2, FGFR1, RTK, MYB). В каждой из подгрупп проведено определение плотности и площади микрососудов, наличия коопции сосудов опухоли и признаков болезни мелких сосудов. Показатели микроваскуляризации достоверно различались между молекулярными подгруппами диффузных глиом, что свидетельствует о наличии внутренней проангиогенной активности в отдельных группах глиом. Наибольшие значения площади и плотности микрососудов, а также частоты геморрагических некрозов выявлены в BRAFmut/FGFR2, RTK подгруппах. Признаки болезни мелких сосудов в прилежащих к опухоли тканях были обнаружены в 32,5 % случаев. Наличие болезни мелких сосудов 2–3-й степени по Eziri было ассоциировано с опухолями BRAFmut/FGFR2 и IDH1mut подгрупп. Опухоли BRAFmut/FGFR2 подгруппы являются более агрессивными и вызывают микроинфаркты в 84,6 % случаях и лейкоареоз в 87,5 % случаях. Для опухолей IDH1mut подгруппы более характерно развитие микроинфарктов в коре (60 % случаев). Результаты исследования показывают, что сопутствующие сосудистые поражения часто встречаются в перифокальной опухолевой ткани и могут значительно влиять на риск возникновения цереброваскулярных заболеваний у реконвалесцентов с диффузными глиальными опухолями.
Проблема лечения пациентов с глубокими отморожениями по-прежнему актуальна ввиду ее большой социальной и экономической значимости, что обусловливает необходимость дальнейших исследований. В структуре общего травматизма удельный вес холодовой травмы может достигать 10 %. Многообразие патофизиологических механизмов криотравмы обьясняет сложность лечения, что приводит к частым осложнениям и значительной инвалидизации пациентов, среди которых преобладают лица трудоспособного возраста. Однако до сих пор не разработана общепризнанная практика ведения пациентов с глубокими отморожениями, к примеру, не аргументирована эффективность различных препаратов для местного лечения, не определены сроки и объем хирургического пособия. Целью исследования являлось изучение эффективности раневых покрытий с нановолокнами хитозана в сочетании с некрэктомией на 5-е сутки при лечении глубоких контактных отморожений. На 5-е сутки после моделирования стандартизированных глубоких экспериментальных отморожений у 45 лабораторных крыс выполнялось удаление нежизнеспособных тканей в зоне криовоздействия. Для лечения раневых дефектов использовали мазь «Меколь», стерильные марлевые салфетки и раневые покрытия с нановолокнами хитозана «Хитомед-ранозаживляющее». Производилась гистологическая, морфометрическая и статистическая оценка репаративных процессов в зоне отморожения. Установлена эффективность применения раневых покрытий с нановолокнами хитозана в сочетании с некрэктомией зоны криовоздействия на 5-е сутки при лечении глубоких отморожений.
ISSN 2524-2350 (Online)